Самый красивый город в мире редко приносит разочарование. Уникальный город на воде, похожий на волшебную театральную декорацию, Венеция уже многие столетия является источником вдохновения для художников и поэтов. Узенькие извилистые улочки, маленькие каналы и роскошные, украшенные завитушками венецианской готики дворцы, романтичные прогулки на гондолах по Каналу Гранде, главной улице Венеции, а также гостеприимство жителей привлекают в Венецию туристов со всего мира, а венецианский карнавал поистине не имеет себе равных. Туристов в историческом центре Венеции бывает порой в сто раз больше, чем самих жителей.

Большой канал или Каналаццо

Трудно себе представить более прекрасный городской канал, чем Большой канал в Венеции. Эта широкий канал с удивительным обрамлением живописными дворцами и домами, является центральной транспортной артерией Венеции в форме перевернутой латинской буквы "S". Канал, длина которого составляет 3 800 м, ширина колеблется от 30 м до 70 м, а глубина около 5 м, разделяет Венецию на две неровные части, впадая в широкий канал Св. Марка, в водах которого отражается грандиозный дворец Дожей. Большой канал или Каналаццо, как его называют жители Венеции, соединяет все районы города посредством трех мостов (железнодорожного вокзала, Риальто и Академии) и 45 каналов, впадающих в него. Своеобразные каналы омывают дома и дворцы Венеции, их ширина колеблется от 4 до 5 м, поэтому по ним проплывают лишь гондолы. Узкие и извилистые тротуары, "капли" выходят к довольно большим площадям "кампи", к небольшим площадям "кампиэлли" или же к дворам с единственным входом "корта". Надо хотя бы раз проехать по Большому каналу на гондоле или на речном трамвайчике (вапоретто), т.к. все парадные фасады зданий в Венеции обращены в сторону водной глади. Первое знакомство с экстравагантной будничной жизнью Венеции произведет на Вас неизгладимое впечатление. На первых этажах размещаются товарные склады и лодочные причалы, а жилые помещения занимают верхние этажи. Акцент делался на самых разных формах архитектурных украшений, о чем говорит разнообразие формата и пропорций знаменитых венецианских окон. Со временем их декор усложнялся, но чаще всего - это парные ажурные или расположенные в ряд стрельчатые готические арки с характерными фигурами узоров - четырехлистником, трилистником, позднеготической розеткой.

Золотой Дом

Очень удачный пример светской архитектуры в стиле венецианской готики считается великолепный Золотой Дом (Ка' д'Оро), строительство которого началось в 1420 г. Когда-то фасад украшала позолота и облицовка из других драгоценных материалов, благодаря чему он и получил свое название. С 1927 г. Ка' д'Оро открыт для посещения публики. Сейчас здесь размещается галерея Франкетти, коллекция которой представляет собой удивительное попурри из произведений средневековой живописи и скульптуры.

Площадь Св. Марка (Пьяцца Сан-Марко)

Площадь Св. Марка является "фирменным" знаком Венеции, тем самым местом, откуда туристы, как правило, начинают осмотр города. Сразу же после того, как туристы причаливают к берегу у площади Сан-Марко, их в веселом полете встречают многочисленные голуби. Согласно древней легенде, эти голуби были привезены сюда с Кипра для жены Дожа. Жители Венеции уже привыкли к ним и считают их обрамлением прекрасной площади. "Прекраснейший салон Европы", так называл Наполеон Пьяццу Сан Марко, знаменитую центральную площадь Венеции, где располагаются не только два самых прекрасных здания города - собор Сан-Марко и Дворец Дожей, но исторические кафе, Кампанила и музей Коррер, экспонаты которого помогут Вам проникнуть в долгую историю Венеции, Дзекка (монетный двор) и Прокурации. Недалеко от набережной возвышаются две колонны, привезенные в Венецию с восточного побережья Средиземного моря в 1170 г., одну из колонн венчает статуя льва Св. Марка, другую - Св. Теодор, один из покровителей Венеции. Когда-то здесь проходили публичные казни, и жители Венеции до сих пор считают плохой приметой проходить между колоннами.

Собор Сан-Марко

Трудно найти в Западной Европе еще одно здание, которое сравнится с собором Сан-Марко красотой и богатством своего убранства, несущего в себе архитектурное и художественное наследие прошлых веков. Великолепная базилика соединила в себе церковь, где почти тысячу лет покоились останки Св. Марка, капеллу дожей Венеции, а также стала духовным центром, главным символом власти, целостности венецианского государства. В 828 г. венецианцам удалось похитить у турок мощи Евангелиста Марка и вывезти их из Александрии, с тех пор он считается святым заступником и покровителем Венеции. Крестово-купольная постройка XI в. свидетельствует о былых связях и торговых интересах морской державы на Востоке. Образцом для строительства собора послужила церковь Апостолов в Константинополе, очертания его фундамента имеют форму креста. Над центральной аркой установлены четыре бронзовых коня, в алтарной части хранится уникальнейшее из сокровищ Венеции - "Золотой алтарь" (Пала д'Оро), изготовленный в Константинополе и украшенный золотом, драгоценными камнями и эмалями. Представить только, над его созданием работали в четыре этапа на протяжении 500 лет! Площадь Св. Марка всегда была политическим центром Венецианской республики, воплощая ее могущество и дух независимости. И по сей день над собором можно увидеть флагштоки, на которых раньше вывешивались флаги венецианских колоний Мореи, Кандии и Кипра. 

Часовая башня

Слева от собора Сан-Марко находится башня с часами Торре дель Оролоджо. Строительство башни длилось с 1496 по 1499 г.г., а в 1506 году были пристроены боковые части здания. Терраса была сооружена значительно позднее, в 1755 году. Надпись на латинском языке на ней означает: "Я отсчитываю только счастливые часы". Большой циферблат в центре башни является подлинным шедевром. Он выполнен мастерами из Пармы - Джампаоло и Джанкарло Раньери. Часы показывают не только время, но и фазы луны, а также движение солнца относительно знаков зодиака и времен года. Две бронзовые фигуры, из-за темного налета получившие название Мавров ("Мори"), каждый час звонят в колокол. Под "маврами" - Лев Св. Марка (символ Венеции), а ниже, на небольшой полукруглой террасе, находится статуя Мадонны с младенцем из позолоченной меди, работы А.Леопарди. В праздник Вознесения (и после него еще неделю) на террасе перед Мадонной двигаются слева направо три фигуры волхвов.   

Кампанила

На 98,5 м ввысь устремлена кампанила (колокольня) на площади собора Сан-Марко. Венецианцы называют ее "el paron de casa" (хозяином дома). Кампанила (Флигель Наполеона) - самое высокое здание Венеции, отсюда  открывается один из самых красивых в Европе видов. Некоторые считаю, что это сооружение - самое непривлекательное место площади Св. Марка. Ранее здесь была церковь, но Наполеон велел снести ее и воздвигнуть этот портал, первый камень в фундамент башни был заложен еще в IX в. В 912 г. кампанила служила колокольней для собора, постом наблюдения за портом и маяком для морских кораблей. На протяжении веков кампанила не раз подвергалась перестройкам, которые, к несчастью, не затронули фундамент здания, уходившего вглубь едва ли на 20 м. Под воздействием ветра, дождя, соленой воды, землетрясений, ударов молнии кампанила становилась все менее устойчивой и в 1902 г. она рухнула. Совет города решил восстановить башню на том же месте и в том же виде, и десять лет спустя, в 1912 г. новая башня была торжественно открыта во время праздника Св. Марка. Из галереи звонницы, где когда-то Галилей проводил свои опыты с телескопом, можно любоваться прекрасным видом лагуны и окинуть взглядом всю Венецию вплоть до самых Альп.

Музей Коррер

С трех сторон площадь окружают Прокурации, здания, украшенные аркадами, когда-то были резиденцией прокураторов, отвечавших за управление государством. Часть этих зданий занимает сегодня музей Коррер, в котором располагается необычайно богатая картинная галерея, залы, посвященные истории Венеции. Здесь можно увидеть такие выдающиеся произведения, как "Портрет молодого человека в красной шляпе" и "Две венецианки" ("Куртизанка") Карпаччо.

Дворец Дожей

Изяществом отделки отличаются аркады и балкон еще одного шедевра венецианской архитектуры Дворца Дожей (Palazzo Ducale). На протяжении почти тысячи лет Дворец Дожей был не только резиденцией дожей, здесь размещались тайная полиция, муниципальные тюрьмы, камеры пыток и другие административные учреждения Венеции. Это одно из самых красивых в мире зданий в стиле готики. Интерьер - лабиринт залов, украшенный позолотой и картинами, здесь же располагается ряд мрачных и устрашающих камер, в одной из которых был заточен авантюрист XVIII в. Казанова. Над входом во внутренний двор через Бумажные ворота помещено скульптурное изображение символа св. Марка - крылатого льва. При создании гигантского дворцового комплекса Венеции замысел состоял в том, чтобы поразить иноземных послов, внушить им невольный трепет, - этим и объясняется роскошь внутренних помещений, над которыми работали крупнейшие художники того времени: Беллини, Тициан, Веронезе, Тинторетто и др. В зале Большого Совета находится самая большая в мире картина, написанная маслом, это "Рай" Тинторетто. Золотая лестница (Скала д'Оро) была начата в 1538 году по проекту Сансовино и завершена Скарпаньино в 1559 году. На эту великолепную парадную лестницу ступал Дож во время торжественных церемоний. Две двери на лестничной площадке, предназначенной только для знатных лиц и магистров, ведут в Зал оруженосцев и в Зал Магистрата по криминальным делам. Несколько ступеней спускаются в апартаменты Дожа. Также Вы увидите помещения старых тюрем, сумрак и угрюмость которых поразят Вас после великолепия увиденных залов. "Дворец Тюрем" состоит из двух отделений: камер со свинцовыми решетками и "колодцев", которые находились на уровне лагуны и предназначались для осужденных, совершивших тяжкие преступления.

Мост вздохов

Знаменитый мост Вздохов, "нависающий" над улицей Rio del Palazzo, которая находится прямо за Дворцом Дожей, соединяет его со зданием бывшей тюрьмы. Этот небольшой мост - один из наиболее известных памятников Венеции, который заслуженно пользуется любовью туристов. Славой своей он обязан не столько своим архитектурным достоинствам, сколько многочисленным упоминаниям в разного рода литературных произведениях XIX века. Именно отсюда последний взгляд на волю бросали заключенные, которых проводили по мосту к месту казни. Из-за вздохов осужденных мост и получил свое название. Новые тюрьмы были построены на противоположной стороне канала Rio del Palazzo. Для того, чтобы соединить камеры заключения с Залами Сорока Старейшин, Суда и Адвокатуры. Дож Марино Гримани приказал построить через канал мост в виде двух узких проходов. Сооруженный в 1602 г. мост Вздохов расположен на большой высоте и закрыт со всех сторон, в том числе и сверху. Опорная арка украшена скульптурными масками, над ней - своего рода горизонтальная лента с чередой рустованных пилястров и двумя небольшими окнами с мраморными узорчатыми решетками. Выше - тимпан с барельефом по центру, представляющим фигуру Правосудия между двух львов.

 Мост Риальто

На всем пути от площади Сан-Марко до моста Риальто установлены указатели, которые не дадут заблудиться в лабиринте улочек, мостов и каналов Венеции. Это первый понтонный мост через Большой канал, называемый "делла Монета" ("монетный"). Мост был построен в его нынешнем виде в 1952 году по проекту архитектора Антонио да Понте, сменив прежние деревянные конструкции. Эта элегантно изогнутая мраморная дуга с длиной пролета 48 м до 1854 г. оставалась единственным связующим звеном между берегами Большого канала.

Санта-Мария делла Салюте

Санта-Мария делла Салюте - украшенная башнями церковь Венеции в стиле Возрождения - является одной из самых ярких достопримечательностей города. Более 350 лет силуэт этого великолепного здания, увенчанного белым куполом, вырисовывается на фоне неба Венеции в устье Большого канала. Церковь Санта-Мария делла Салюте была построена в 1631 г. в честь Девы Марии, избавившей Венецию от эпидемии чумы, - таким образом Сенат города исполнил обет, данный годом раньше. Был объявлен конкурс на лучший проект церкви, победителем которого стал Бальдассаре Лонгена. Церковь была названа Салюте, что на итальянском означает одновременно "здоровье" и "спасение". Главный портал Санта-Марии открывается только во время праздника в память об окончании эпидемии чумы. На центральном алтаре изображена Дева Мария с младенцем, избавившая город от чумы. Фигура слева от нее символизирует Венецию, фигура справа - проклятую чуму. 

Санта-Мария Глориоза деи Фрари

Санта-Мария Глориоза деи Фрари - самое значительное в Венеции религиозное здание после собора Сан-Марко. Начатая около 1250 г., эта грандиозная готическая церковь, построенная францисканцами, больше известна как Фрари ("frati" - искаженное "братья"). Монахи-францисканцы намеренно отказались от дорогих материалов, построив огромное здание своей церкви из простого кирпича. Знаменитая картина Тициана - "Ассунта" ("Вознесение Богоматери") находится над главным алтарем церкви. В семейной капелле Пезаро находится "Мадонна Пезаро" его же работы, а в одной из капелл бокового нефа помещен "Триптих" Джованни Беллини (XV в.). В ризнице есть еще одна картина его кисти - "Мадонна с младенцем".

Скуола Гранде ди Сан-Рокко

Рядом с церковью находится Скуола Гранде ди Сан-Рокко. "Школами" в Венеции назывались благотворительные учреждения, избиравшие себе из числа святых небесного покровителя. Сан-Рокко - Св. Рохуса считали защитником от чумы. В интерьере Скуола-Гранде - 30 огромных панно кисти Якопо Тинторетто, написанных мастером в 1564-1587 г.г. На нижнем этаже представлены сцены из Нового Завета, в парадном Главном зале на верхнем этаже потолочные фрески посвящены сюжетам из Ветхого Завета, а на стенах - фрески, повествующие о земной жизни Иисуса Христа.

Галерея Академии (Callerie dell'Accademia) 

Работы всех без исключения великих мастеров Венеции XIV-XVIII в.в. выставлены в 24 залах Галереи Академии. К жемчужинам этой коллекции относятся творения художников эпохи Раннего Возрождения - Джованни Беллини, Витторе Карпаччо, - а также шедевры XVI в., созданные Джорджоне, Тицианом, Веронезе и Тинторетто. Многие произведения собраны из упраздненных Наполеоном церквей и монастырей.

В общем, Венеция - сама по себе достопримечательность подобно другим городам Италии, невозможно описать словами всю красоту этого прекрасного города, его надо увидеть своими глазами!